Что ставят на карту южноуральские политики в преддверии декабрьских выборов в Госдуму? В чем смысл выбора, сделанного рядовым избирателем, и способен ли он реально повлиять на политический расклад в области в нынешних условиях? Сегодня об этом рассуждают политолог Юрий Чанов и социолог Артем Перехрист.
- С 90-х годов на думских выборах мы привыкли голосовать за конкретного человека. Но после отмены одномандатных избирательных округов нам остается только проявлять абстрактные политические симпатии к той или иной федеральной партии. Как говорится, "страшно далекой от народа"...
- Даже в географическом смысле это не так. При новых правилах игры партийная борьба "спускается" вниз. Избиратель будет голосовать не только за раскрученные партийные "бренды" или видных федеральных политиков, теперь основа выбора - региональный список кандидатов. Так что баталии областных политиков имеют теперь не менее принципиальное значение, чем пикировки Грызлова с Мироновым или перебранки Жириновского с Зюгановым. Это раз. И второе: результаты федеральных выборов впервые будут непосредственно влиять на региональную политическую "повестку дня". Сохранит ли "Единая Россия" свои позиции в Госдуме, какими будут ее отношения с будущим президентом... От этого зависит, сумеет ли нынешняя власть удержать контроль над Челябинской областью в 2010 г.
- За последнее время мы повидали уже не одну "партию власти". И где они теперь?
- Объявлять себя "партией власти" и быть ею - это разные вещи. Предшественницы "Единой России" вроде ДВР и НДР традиционно получали весьма скромные голоса на выборах. А "медведи" в 2003-м набрали столько, что их результат до сих пор предмет жгучей зависти конкурентов. Принципиальная особенность "ЕР" - ее тесная связь с госаппаратом как регионального, так и федерального уровня. Почему местные начальники и бизнесмены в массовом порядке вступают "в ряды"? Да просто это возможность взаимовыгодного обмена! Они делятся с партией частью своих ресурсов (влиянием, связями, авторитетом, деньгами), взамен партия обеспечивает им поддержку вплоть до московского уровня. Такое взаимодействие может длиться очень долго!
"Единая Россия" - не "карьерный лифт"
- Но тогда получается, что новым членам партии, особенно молодым, "подняться" вверх невозможно?
- Маловероятно, скажем так. В нынешнем виде "ЕР" - это не "карьерный лифт" для политического продвижения новичков. Скорее, она эффективный инструмент сохранения и укрепления позиций и без того влиятельных региональных политиков и предпринимателей. Посмотрите: сегодня "единороссами" являются губернатор и все его заместители, 48 депутатов областного парламента из 60, 5 депутатов ГД из 8, оба члена Совета Федерации.
- Что же остается тем, кто не успел к "раздаче слонов"?
- Это интересный вопрос. Мандат депутата Госдумы всегда был наиболее желанным для тех политиков, которые не хотели "вписываться" в региональную элиту и играть по ее правилам. Так, с 1993 по 1996 год от всех пяти избирательных округов Челябинской области избирались депутатами политики, настроенные резко оппозиционно - хоть и по разным причинам - тогдашней властной команде и лично губернатору В. Соловьеву. "Приватизатор" В. Головлев и его политические партнеры А. Починок и А. Кушнарь, а также "суминцы" В. Григориади и В. Уткин. В декабре 1996 года поменялся губернатор. Сначала в Советском округе был избран молодой предприниматель В. Гартунг, а затем компанию ему составили еще два молодых и энергичных "оппозиционера" - владелец холдинга "Макфа" М. Юревич (избрался по округу Головлева) и подполковник ФСБ М. Гришанков (по округу П. Сумина). Хотя по двум другим округам были избраны вполне лояльные А. Чершинцев (Магнитогорский) и П. Свечников (Златоустовский), потенциал оппозиционной "тройки" с лихвой позволял серьезно осложнять жизнь региональным властям...
- Но теперь-то всё не так! У действующей власти появилась уникальная возможность избавиться от "бунтарей" - попросту не пустив их в региональные партийные списки. Получится ли это в Челябинской области?
- Сегодня губернаторская команда сумела объединить областную политическую и бизнес-элиту в рамках "Единой России". И наверняка попытается использовать возможности "партии власти" максимально полно. В первую очередь это означает исключение из числа депутатов от "партии власти" реальных и возможных оппонентов губернатора. Явным кандидатом "на вылет" из регионального списка "единороссов" является М. Гришанков. Поддержка в московских кругах у него достаточно мощная, вот только надавить в этом вопросе на областную власть сейчас очень сложно. По мнению экспертов, Гришанкову остается рассчитывать на прохождение в Думу по списку "ЕР" какого-то другого региона. В любом случае группы влияния региональной элиты (см. схему) негласно поучаствуют в обсуждении предвыборных списков "медведей". Но определять конечный вариант губернатор будет сам. Есть у Сумина черта, которая позволяет это делать, - он, как никто, умеет чувствовать и соблюдать баланс интересов ключевых фигур политики и экономики региона. Обратите внимание: за все три созыва (с 1996 г.) областной парламент ни разу не стал трибуной или тем более организационной основой политической оппозиции губернатору.
- А конкретные имена назвать можно?
- Помимо самой "группы Сумина" (которую ныне представляет в Думе В. Панов), свои кандидаты в депутаты будут, скорее всего, у групп "Ариант/Мизар" (А. Аристов, действующий депутат), ММК (А. Морозов) и "Магнезит" (С. Коростелев). Группа ЧТПЗ уже имеет представительство на федеральном уровне в лице члена Совета Федерации А. Комарова. Скорее всего, сохранят свои мандаты нынешние депутаты от "ЕР" Г. Лазарев и Д. Еремин. Партийные "квоты", скорее всего, будут отданы депутатам Законодательного собрания области С. Ишмуратовой и Р. Гаттарову. Наконец, наши эксперты достаточно высоко оценили шансы попасть в список "единороссов" для А. Берестова, неудачливого соперника М. Юревича на выборах 2003 г.
- Кто представит в Госдуме интересы М. Юревича?
- "Группа Юревича" "своего" кандидата в депутаты просто не имеет. Победа на выборах мэра Челябинска стала для нее некоторой неожиданностью, так что его команде на сегодняшний день хватает забот и проблем на городском уровне.
- Но оппозиция-то на Южном Урале будет?
- Будет, конечно. Другое дело, что из-за КПРФ, ЛДПР и маломощных "правых" партий областные власти могут не беспокоиться. А вот "Справедливая Россия" может стать не только конкурентом, но и источником серьезных неприятностей. После долгих проволочек и внутреннего сопротивления ее региональная организация включила в состав руководства Е. Рогозу. Сам Рогоза - начинающий политик, однако он тесно связан с В. Гартунгом, возможность возвращения которого в региональную политику воспринимается властью очень и очень серьезно. Слишком много усилий было потрачено на нейтрализацию областной организации Партии пенсионеров перед выборами в ЗСО 2005 года. К тому же, в отличие от Партии пенсионеров, да и партии "Родина", вызывавшей недовольство и беспокойство Кремля, "Справедливая Россия" имеет вполне официальный статус "второй партии власти", ее возглавляет спикер Совета Федерации С. Миронов, третий человек в государстве.
- А если Валерий Карлович не захочет возвращаться в политику?
- В случае успеха "эсеров" на выборах в Госдуму партия и без Гартунга станет центром притяжения для тех, кто сегодня не имеет возможности политической реализации. Другое дело, что, если он всё-таки встанет во главе регионального списка "Справедливой России", этот процесс пойдет взрывообразно...
Сумина, как и Путина, волнует проблема преемника
- И что тогда?
- Тогда уже к концу 2008 г. политическая ситуация в муниципалитетах может резко обостриться - просто из-за активизации оппозиции нынешним главам. А если в этом будет активно участвовать дееспособная организация федеральной парламентской партии, последствия могут стать для региональных властей непредсказуемыми. Например, у региональной оппозиции появится массовая опора в муниципальных элитах. В том числе - и в номенклатуре.
Так что перед "группой Сумина" в настоящее время стоит своя "проблема-2008", - по аналогии с напряженными поисками преемника В. Путина. Рано или поздно действующий глава области уйдет, а вопрос о преемственности власти - сохранении политического, номенклатурного и экономического влияния - не может не волновать его окружение уже сейчас. И решение может подсказать, как это часто бывало раньше, федеральный опыт.
Смотрите также:
- Сергей Миронов: Нам нужна справедливая Россия! →
- Владимир Мякуш: "Уверен в силе компромисса" →
- Как в России ограничат властную элиту? →