Искусственные человеческие органы, методики омоложения, стволовые клетки... Все это звучит довольно интригующе, но только недавно перекочевало со страниц фантастических романов в нашу действительность. И многие фантастические эксперименты проводят в Челябинске.
С недавних пор при областной клинической больнице действует "Центр клеточных технологий", возглавляет который профессор, доктор биологических наук Вячеслав РЯБИНИН. Именно он имеет прямое отношение ко многим таинственным опытам и самым современным разработкам в столь спорной сфере - использовании стволовых клеток.
Наше не хуже и дешевле
- В научном мире вы известны как один из создателей искусственной печени. Изобретение более чем полезное для нашей страны. А что собой представляет печень, созданная руками человека?
- Само определение не вполне точное. Речь идет скорее о вспомогательной печени, так как создать полностью искусственную печень невозможно, потому что этот орган выполняет тысячи функций. Одна детоксикация чего стоит! Создавать другие искусственные органы проще, ведь они моделируют лишь какую-то одну функцию: сердце - насосную, почки - выделительную. Не более. Наш аппарат помогает печени работать и регенерировать, восстанавливать свои функции.
- Вы первопроходцы? Или за рубежом есть схожие разработки?
- Есть, например, немецкий аппарат MARS. Но их всего 3-4 в России. Стоимость каждого - почти 50 тысяч евро, и один только сеанс лечения (необходимо минимум 3-4 сеанса) на аппарате обходится в 4 тысячи евро! Учитывая, что травятся и сажают печень у нас люди, прямо скажем, небогатые, такое лечение оказывается для них недоступным. Когда начались массовые отравления суррогатным алкоголем, было принято решение закупить немецкий аппарат для области, но мы убедили власти, что наши технологии не менее эффективны и притом гораздо дешевле - раз в десять! В итоге в областной больнице мы успешно пролечили 10 больных токсическим гепатитом.
- То есть ваша вспомогательная печень помогает всем?
- Нет, конечно, так нельзя говорить. Есть и другие разработки, но пока только экспериментальные. Например, с использованием так называемого абортного материала - фетальной печени, то есть взятой у эмбриона в возрасте 9-11 недель. Вызывали искусственно цирроз у животных, потом вводили вещества из фетальной печени - в 60% случаев цирроз исчезал, что крайне удивительно, так как считалось, что этот процесс необратимый! Не совсем ясно, каким образом идет выздоровление. Но людей лечить подобным образом пока запрещено.
Сила пуповины
- Стволовые клетки с недавних пор прочно ассоциируются с методиками омоложения. Пойдете по стопам профессора Преображенского из "Собачьего сердца"?
- Пойду в том плане, что он тоже занимался практикой, чтобы иметь возможность отдавать себя науке. Хотя в центре мы занимаемся не только стволовыми клетками. Будем, к примеру, выращивать клетки кожи - вещь незаменимая как в косметологии, так и при ожогах. А вообще мы создали центр по той простой причине, что в государственных структурах гораздо сложнее внедрять новые технологии, всё жестко регламентировано. Есть список лекарств, которые использовать разрешено. И хотя появляются новые, пока не будет утвержден очередной список, новые лекарства использовать нельзя, пусть даже они лицензированы.
А в центре мы можем применять самые современные препараты - такие, как спленопид, вырабатываемый из селезенки свиней. Есть великое множество препаратов, которые получают из эмбрионов животных, выращенных, скажем, в экологически чистых Австралии и Новой Зеландии - потом их везут в Германию, а уже потом в Москву. Чтобы получать их тут, на Южном Урале, требуется сдать целый экзамен.
- Вокруг стволовых клеток ходит множество слухов. То их объявляли панацеей, то потом обвиняли в возникновении рака и множества других жутких мутаций. Где же истина?
- Да, был и бум, был и спад их использования. Сейчас стадия активного изучения. Чтобы понять всю сложность проблемы, надо подробнее рассказать, что же собой представляют стволовые клетки. По сути это исходный материал, который дает огромные возможности - как для лечения, так и для воспроизводства. Можно - в далеком будущем - выращивать новые органы, части тела, но и сейчас возможно при помощи стволовых клеток лечить многие болезни.
Сами клетки бывают нескольких видов. Одни получают от эмбриона в возрасте до одной недели, эти клетки чрезвычайно активные, практически от каждой можно получить целый организм - может получиться как человек, так и монстр. Но такие опыты вне закона. Есть стволовые клетки более позднего возраста, в них уже идет специализация - они могут дать не целый организм, а лишь какую-то его часть. Наконец, есть стволовые клетки, получаемые после рождения ребенка, - они содержатся в пуповинной крови. При родах она все равно выплескивается, так что в ее сборе нет ничего противозаконного. В Москве создано уже пять банков пуповинной крови. Попутно идет регистрация всех запасов, чтобы позднее легче было найти донора для трансплантации стволовых клеток. Пока же поиск донора обходится в 20-30 тысяч долларов.
- Но есть ведь и другая проблема - не финансовая, а морально-этическая. Клетки-то берут от эмбрионов, и не только животных, но и человеческих...
- Заметьте, это не касается пуповинной крови. Хотя здесь многое переплетено. Есть опасение, что многие женщины будут беременеть по заказу, чтобы потом продать всё после аборта. Да я думаю, так уже тайно происходит. И потом, с какого этапа скопление клеток можно считать человеком? Это трудная проблема, конечно. Поэтому в России решено отказаться от работы с эмбриональными клетками. Только с пуповинной кровью, костным мозгом, некоторыми другими материалами.
Была лженаука, а стала призванием
- У многих медиков и родители посвятили себя врачебной профессии, это своеобразные династии. Ваши папа и мама тоже разгадывали тайны генов?
- Они были медиками: бабушка работала старшей операционной сестрой, а мама - заведующей детской поликлиникой. Я же первоначально собирался поступать в политехнический институт, потом надумал в медицинский, но конкурс был огромный! И тогда мама посоветовала мне поступать в педагогический - оказывается, там была кафедра биохимии. Я подумал: "Ого! Учиться на год меньше, не шесть лет, а пять, и буду при выпуске не просто врачом, а биохимиком!"
- То есть сами-то точно в генетики метили?
- Меня книжка на это подвигла, до сих пор помню, как она называлась - "Почему я похож на папу?" Так я впервые узнал про тайны генов, хотя еще когда учился в школе, генетика считалась лженаукой. Но для меня генетика стала всем! В свое время я перевелся с должности младшего научного сотрудника на ставку препаратора с окладом всего в 60 рублей в медицинский - только чтобы иметь возможность заниматься наукой! Профессор нашей кафедры Роман Лифшиц мне признался: "Подумал, что ты сумасшедший, раз пошел работать за 60 рублей!" Вот такой необычный комплимент. А что же делать - науку вперед двигают энтузиасты, так уж повелось.
Кстати
Размер стволовой клетки составляет примерно 100 нанометров - это 10 в минус 9 степени метров. И в этой клетке практически заключен весь человек.
Смотрите также:
- Через «цать» лет. Какое нас ждет будущее при таком настоящем? →
- «Учёные - не воры!» Кто мешает работать российским ученым? →
- Совещание - это просто обряд →