Мы привыкли относиться к былинам как к сказкам, но всё ли вымысел во всем известных историях об Илье Муромце и Соловье-разбойнике, Добрыне Никитиче и Змее? Оказывается, совсем нет, зачастую в былинах зашифрованы реальные исторические лица и события, происходившие в действительности.
Не так давно была издана уникальная книга -"Информационный код русских богатырских былин". Ее автор - кандидат философских наук, доцент кафедры русской литературы и фольклора ЧелГУ Михаил Родионов. Один из главных выводов исследования звучит сенсационно: возможно, богатыри были русскими крестоносцами! Как это может быть?
С поляками воевали еще до монголов
- Восстановить реальную картину возможно, - рассказывает Михаил Родионов. - Возьмем для примера былину о Даниле Игнатьевиче и его противнике Кудреване. Что еще за Кудреван? Прозвище явно не несет тюркские корни, скорее европейские. В былине его часто называют Панище, а его войско - панове. Перед нами явно поляк, а прозвище указывает на его внешность - кудрявые волосы. Ищем в источниках польского короля, который воевал с Русью и имел характерную внешность. И находим Болеслава IV Кудрявого. А кто такой Данила Игнатьевич? В былине говорится, что завершил он свой путь в трех монастырях. По всем приметам это князь Игорь Ольгович, или же Игорь Юродивый - под конец жизни он жил в двух монастырях, а похоронен был в третьем.
Хотя не всегда все так просто. Многое запутано в истории трех самых известных богатырей, изображенных на картине Васнецова. От Ильи Муромца сохранилась даже могила в Киево-Печерской лавре, хотя, скорее всего, прототипом богатыря был Илья Русский, посол Руси в Византии. Добрыня Никитич же был сыном древлянского князя Мала - того самого, который сватался к княгине Ольге. Несмотря на то что Ольга незадачливого жениха казнила, его сына она воспитала при дворе. Этот Добрыня потом стал воеводой и принял самое деятельное участие в крещении Руси. Что касается Алеши Поповича, то тут сложились два образа. Имя принадлежит богатырю, который пал в битве при Калке в XIII веке, а большая часть подвигов и, так сказать, биография - Демьяну Куденевичу, который жил на два века раньше. А Попович он потому, что его наставником был поп, а точнее, епископ - Леонтий из Ростова. В те времена края эти были языческие, епископы зачастую возглавляли воинские отряды, так что ничего удивительного, что Попович просит у отца-попа снарядить ему дружину.
Знаменитые противники трех богатырей тоже подверглись расшифровке. Соловей-разбойник - это собирательный образ племен вятичей. Калин-царь - вероятно, монгольский Менгу-хан, осаждавший Киев. А Тугарин-змей - половецкий хан Тугар из рода Шарукана, то есть Змея.
Кто такие калики?
Так кто же такие были наши богатыри? Искатели приключений? Защитники сирых и обездоленных? Княжеские дружинники?
- Не то, не другое и не третье, - считает челябинский ученый. - Это были своего рода рыцари, объединенные в орден, схожий с европейскими орденами тамплиеров, госпитальеров, иоаннитов. Богатыри жили и воевали на заставах, были самыми настоящими пограничниками, постоянно молились. Сохранилось даже название ордена - Калика, он упоминается в Церковном уставе князя Владимира. Как и рыцари европейских орденов, богатыри не были подчинены непосредственно верховному правителю - не случайно киевский князь их постоянно уговаривает, зовет послужить, даже ссорится с ними. Богатырей-каликов можно назвать русскими крестоносцами. Кстати, русский крестовый поход тоже был - его организовал в 1011 году Владимир Мономах. Организовал по всем правилам: впереди войска шли священники, воины нашивали крест на одежду, шли обращать в христианство степняков. Несомненно, что калики были ударной силой этого похода.
Куда же они исчезли? Богатырские былины перестают сочинять примерно после XIII века, то есть после монгольского нашествия. Можно предположить, что практически все богатыри-калики были истреблены, первыми приняв удар Батыя на заставах. Вероятно, и сами былины складывались на тех же богатырских заставах. Изначально былины были некими устными учебниками по стратегии и тактике пешего и конного боя. Там содержатся колоссальные сведения и по оружию тех времен. Например, копье долгомерное и копьецо - не просто эпитеты. Долгомерное копье предназначалось для боя с тяжело вооруженным всадником, а копьецо - с увертливым степняком.
После гибели богатырей-каликов былины сохранились в крестьянской среде. Любопытно, что сказители подчеркивали, что получили наказ от отцов-дедов не менять ничего в былинах - это странно для фольклора, где воображению предоставляется большая свобода. Значит, делает вывод Михаил Родионов, крестьяне не воспринимали былины как свое творчество, а были лишь хранителями преданий давно сгинувшего русского ордена. Маловероятно, чтобы крестьяне обладали сведениями о тактике боя, знали все подробности вооружения, владели данными о биографии представителей княжеской верхушки.
Доступ к этим знаниям имели только богатыри-калики. Которые к нашим временам превратились из суровых русских крестоносцев в сказочных персонажей.
Смотрите также:
- «Аркаим». Степь на Южном Урале может привлечь не меньше туристов, чем горы →
- Где находятся «проклятые горы»? →
- Готовые к смерти →