Жила и была одна деревня

   
   

Удивительно много откликов получила редакция "АиФ-Челябинск" на интервью с краеведом Владимиром Тепловым, составляющим список исчезнувших российских деревень. Многие наши читатели помнят свои корни, стараются узнать как можно больше о тех краях и местах, где когда-то жили их предки, а ныне растет лишь одна крапива...

Одна из наших читательниц, Наталья Лазуко, провела целое исследование, посвященное родной деревне Суханово, исчезнувшей с карты. Сейчас ее территория относится к Курганской области (Мишкинский район), но когда-то принадлежала Челябинской, да и теперь многие из бывших ее жителей и их потомков проживают на Южном Урале.

Прошлым летом они собрались на месте своей бывшей деревни. Для Натальи, потратившей много времени в архивах Челябинска и Кургана, эта встреча стала настоящей экскурсией в прошлое, не сравнимой по впечатлениям ни с какими посещениями Рима, Луксора и иных исторических достопримечательностей.

Иваны, родство помнящие

Место, где была деревня Суханово, сейчас обозначает крест, стол и скамья. Все словно бы готово для тех, кто захочет приехать и вспомнить, просто ощутить очарование мест, где столетиями жили их предки. Можно подметить следы прошлого - осталась сирень из давно сгнившего палисадника, а на бывшие дома указывают лопухи и заросли иван-чая. По словам старожилов, верная примета бывшего жилья.

А Суханово ведь деревня старейшая - начало ведет от указа Елизаветы от 1748 года, в котором места вверх по реке Юргамыш отводились для освоения полковнику Бахметьеву. В Суханово до сих пор сохранились два тополя, посаженных еще первопоселенцами, - огромные деревья возрастом не менее 200 лет.

Кстати, Наталья Лазуко, восстанавливая историю деревни, узнала, откуда идет выражение "Иван, не помнящий родства". Оказалось, что изначально ничего негативного в нем не было. На Урал в села часто бежали крепостные, и их тут привечали - на границе любые руки были в помощь. Но спрашивали для проформы: "Как звать? Чьих, мол, будешь?" А крепостные, не будь дураки, отвечали: "Иваном звать, а родства не помню!"

Зато на встречу приехали именно те, кто родство свое помнит, - Чувашовы, Ивины, Сухановы, Курбатовы. Сварили уху, пели песни, делились воспоминаниями. Иногда всплывали в разговоре интересные детали. Например, про то, как привезли в Суханово первый фильм - "Свинарка и пастух", причем показывали картину прямо на улице. Запомнили, что даже овцы смотрели фильм, сгрудившись у изгороди. Вся деревня смеялась больше, глядя на овец, чем на фильм.

Жвачка из березовой коры

Одну из самых познавательных прогулок по безлюдному ныне Суханово устроил Наталье краевед Василий Чувашов. Сначала прошли к роднику, откуда вся деревня брала воду для чая. Василий сам выкосил тропинку через заросли крапивы, вычистил дно, убрал сгнившие бревна.

- У всех здешних семейств прозвища были, - рассказывает Чувашов. - Ушаковых Пигалками звали, куликами то есть. Коротовских звали Зуйками, Коростиных - Простокишами иль Простокишатами... А тут брали огнеупорную глину для крынок. Банок-то тогда не было, все хранили в крынках. После обжига их выдерживали в квасной гуще, после чего они становились очень прочными. У меня и сейчас есть одна мамина крыночка, мы в ней жвак выпариваем... Что? Не знаете, что такое жвак? Это смола из березовой коры. Ее можно жевать, как сейчас жвачку пользуют. Я вам дам попробовать, у меня есть. Моя мама говорила, что жвак очень полезен, он все зло из человека вытягивает, а с ним и болезни. Осерчал на кого-то - пожуй, и все пройдет.

По словам Натальи, когда она слушала Василия и они прогуливались по деревне, действительно создавалось впечатление "путешествия во времени", где возможно все. Даже Змея-Горыныча можно увидеть - пролетал как-то, по воспоминаниям Чувашова, над дорогой в виде огненного шара с хвостом. И пусть, скорее всего, была это шаровая молния, но охотнее веришь в сказочного змея.

Здесь и слова сохранились (переданные старожилами), будто родом из Древней Руси: "убродно" - значит "не пройти", "шишок" - шесток у печки, "кратче" - потихоньку, "утленький" - тихий, послушный, "прошва" - украшение по бокам кровати, "захрулили" - потеряли.

А вот и горка, которая первая от снега освобождалась, где молодежь устраивала вечерки - гуляния. Здесь прабабушке Натальи в марте-апреле 1905 года пропели частушку: "Опозорили девчоночку - посватался вдовец". Достопримечательности особо памятные...

Между прочим, было у сухановцев многое, что неплохо бы позаимствовать современным селянам. Скажем, была вокруг деревни так называемая поскотина - забор, огораживающий посевы от скотины. Поскотину ремонтировали по три-пять метров - каждая семья свой участок. И дороги в деревне тоже были поделены на участки ответственности - любую выбоину хозяин должен был засыпать и заровнять. Чем не полезный опыт?

Ирония судьбы заключается в том, что и последней жительницей деревеньки оказалась Вера Суханова, потомок тех первопоселенцев Сухановых, которые и дали название селу.

Смотрите также: